А сейчас, если женщина родит десятерых, то, скорее всего, все они выживут. Правда, жить им придется на папину зарплату, которую по этому случаю вряд ли десятикратно увеличат, да и квартиры наши к большому количеству детей не очень приспособлены. В средней православной семье сейчас не 6-8, а 2-3 ребенка. Это при том, что контрацепция «как бы» не благословляется. И как же тогда?Я пыталась приступать с вопросами к священникам, и даже монахам, но все они отсылали меня… к литературе. Пришлось зарыться в книги. Поначалу хотелось почитать про патриархальные времена, когда во всех семьях было много детей, и все было хорошо. Но выяснилось, что с регулированием супружеской жизни всегда было непросто. Или - слишком просто.Рожали часто, иногда почти ежегодно, но нередкими были преждевременные смерти матерей при рождении очередного чада, да и дети выживали немногие: 1–2 ребенка (иногда называется цифра 2–4). можно встретить сведения о семье из пяти человек (муж, жена и трое сыновей) как многодетной («человек добр и жена его добра, только он семьист, три мальчики у него»). Хотя, может, девочек просто не считали?Конечно, детская смертность была большая, но причиной ее не всегда бывали болезни. Случалось, что в крестьянских семьях «лишний рот» просто переставали кормить. «Большуха» - старшая женщина в роду, могла намекнуть снохе в категорической форме, что пятый младенчик, уже, пожалуй, лишний. Причем ситуация, когда планирование семьи осуществлялось уже после рождения детей, в нашей стране держалась довольно долго. Об этом не принято говорить, но убийство детей в младенчестве было довольно распространено.Но не всем дети были помехой, некоторым, наоборот, наследников нужно было побольше. Вот у Павла I и Марии Федоровны было 10 детей. То есть стандартный по тем временам «династический план» в 5 детишек, императрица перевыполнила в 2 раза. Когда она не смогла больше рожать, у супругов стали отдельные спальни. Жизнь при дворе сразу оживилась, императору начали подбирать фаворитку. Такое вот планирование семьи. Вообще, раздельные спальни супругов считались довольно универсальным средством контрацепции. Но не все супруги, особенно в наш развращенный век, склонны к такому обоюдному смирению плоти. Что же делать?Эти сведения почерпнуты мной из книг по истории. Но мы-то живем в век технологий, неужели ничего в этом смысле с дремучих времен не придумали? А из того, что придумали, неужели ничего православным не разрешается? Итак, десятка православных книг про секс… не набралось. Даже если начать с «Домостроя». Совет бить жену плеткой, вежливо и приватно, который там дается, относится, скорее, к конфликтологии, нежели к сексологии.На книгу Юрия Белановского и Александра Боженова «Двое во едину плоть» я возлагала большие надежды. Издательство «Эксмо», кудрявая обложка и солидная библиография казались мне залогом того, что в этом издании найду ответы на все непростые вопросы.Но нашла отсылки к В. Франклу, Д. Грею и Э. Берну, а так же дискуссию на 32 страницы о том, «можно ли женщине во время месячных ходить в храм и причащаться». Контрацепции посвящено 3 страницы. На которых встречается замечательная фраза: «Относительно же барьерных средств контрацепции, честно говоря, остается больше вопросов, чем ответов». «Со своей стороны мы считаем, что использование неабортивных контрацептивов не может быть однозначно одобрено Церковью, но при этом не может быть и однозначно осуждено. Представляется, что решение этого вопроса необходимо оставить на решение самой супружеской пары» - пишут авторы. Золотые слова, конечно. Особенно, если бы эту супружескую пару при встрече некоторые православные, включая священников, не спрашивали, скоро ли ждать следующего прибавления в их семействе.Конечно, желание авторов свести в одном издании все высказывания о семье и браке, начиная с апостольских постановлений, и кончая моральным кодексом строителя коммунизма, весьма похвальны. Вот, например, где бы я нашла цитату из книги Зайцева «Проблема пола в церковном браке»: «Посредством половых отношений супруги реализуют свою богоустановленную творческую способность деторождения». Но такого творчества даже при идеальном здоровье и солидном достатке хватит, максимум, лет на десять, а дальше - что? Православный семейно-бытовой воспитательный коллектив? Если по-честному, книгу стоило бы назвать «Да будут двое с кучей детишек каждое воскресенье в храме». Пусть авторы книги поймут меня правильно, академизм - это прекрасно. Но я-то сейчас не диссертацию пишу, а пытаюсь выяснить сексуальную стратегию православной семьи - размножаться ей безудержно, предохраняться или воздерживаться. У меня конкретные цели, мелкие, утилитарные. В супружеской спальне мне не академизм требуется, а тонкое понимание предмета.И я стала читать все книги, в аннотации которых есть слова «христианство» и «секс». Но нашлось их пока что немного. Если кто-нибудь из читателей может пополнить список - буду благодарна. Очень понравилась мне книга католического священника Джона Пауэлла «Почему я боюсь любить» переведенная с английского прот. Александром Борисовым и изданная в Москве в 2008 году. Правда из издания, упомянутого выше, я узнала, что Джон Пауэлл (написавший, кроме прочих, книгу «Как устоять в любви») был обвинен в сексуальных домогательствах. Но книга его, тем не менее, не про секс, а про психологию влечения, воспитание и проблемы личности, так что я уклонилась в сторону от нашей сексуально-брачной темы.А вот книга поляка Ксаверия Кнотца «Секс: неизвестное об известном» очень даже про секс. Вопрос, насколько подходят православным супругам католические наработки, оставим открытым. Будем надеяться, что православные сами разберутся. Отмечу только, что иллюстрации данной статьи взяты именно из этой книги. Автор этих рисунков - Лукаш Забдир.Книги «Двое во едину плоть» и «Секс: неизвестное об известном» изданы похожим образом - важные мысли главы повторяются во врезках на полях. Попробуем цитировать их, поочередно открывая книги наугад. Православную обозначим буквой «П», а католическую, соответственно - «К»: П: «До сих пор не было попыток пересмотра канонического наследия на адекватность современности. Обязательно ли сейчас правило Гангрского собора о невозможности замужним женщинам стричь волосы?»К: «Иисус Христос приходит к супругам не только в те моменты, когда они говорят о Нем, или молятся, но и тогда, когда они обсуждают друг с другом события дня, и даже тогда, когда они ссорятся».П:
В нашей стране довольно много семей регулярно посещают церковь. Но при этом многодетных, имеющих по 8-10 детей, как во времена наших прабабушек, не так много. В прабабушкины времена - Бог дал, Бог и взял. А сейчас?
Христианские книги о сексе и контрацепции — Книги — Татьянин День
Комментариев нет:
Отправить комментарий